(Фальковский Иван Иоакимович) (28.05.1762, с. Белоцерковка Лубенского полка (позже Полтавской губ.) - 29.04.1823, Киев), еп. Чигиринский, викарий Киевской митрополии, богослов, ректор КДА. Отец И., Иоаким Фальковский, несмотря на лишения и голод, учился в Киево-Могилянской академии, был одним из лучших учеников; к переходу в философский класс материальное положение его улучшилось. Однако по окончании курса философских наук Иоаким оставил академию (ему было уже за 30), решив принять священнический сан. Он женился на Параскеве, келейнице и дальней родственнице игумении Золотоношского мон-ря. В сент. 1756 г. они поселились в Белоцерковке, здесь у них родился сын, в св. крещении названный Иоанном (биографии И. содержат различные сведения о месте его рождения - Белоцерковка близ Киева (Щеголев. 1867. С. 129), Белоцерковка Хорольского у., Белоцерковка Лохвицкого у.; автор наиболее обширной и систематической биографии И. утверждает, что И. ни в какой Белоцерковке, кроме Белоцерковки Пирятинского у., не был - Булашев. 1883. С. 11. Примеч.). После смерти жены (1769/70) Иоаким посвятил себя заботам о воспитании сыновей, Ивана и младшего Степана, дочь Елена вышла замуж и не нуждалась в особых заботах отца (Там же). Под руководством отца Иван изучил лат. грамматику, так что к 11 годам мог даже сочинять на латыни.
В 1773 г. вдовый Иоаким Фальковский принял монашество с именем Иустин. В 1775 г. он был назначен настоятелем рус. церкви при Токайской комиссии (закупавшей венг. вина для рус. имп. двора). Токайская комиссия оказывала поддержку малоимущим студентам, приезжавшим из КДА в Австрию и Венгрию для продолжения образования. Иером. Иустин стремился дать сыновьям заграничное образование (Петров. 1907. С. 461). 23 февр. 1775 г. он с сыновьями прибыл в Токай (Там же. С. 464; по Булашеву. 1883. С. 19 - 24 янв. 1776 г. выехали из Киева). Иустин отдал детей в 4-классное уч-ще пиаристов/ (Утвержденный папой Григорием XV в 1621 г. орден пиаристов призван был заниматься начальным обучением и воспитанием, подготовкой юношества к практической жизни. Позднее орден стал создавать средние школы, в которых важное место было отведено точным наукам, напр. математике. В школах процветал свободный дух, здесь учились католики, протестанты и православные, сербы и русские. 1 июня 1777 г. умер Степан. Иером. Иустин отправился с Иваном в Вену, чтобы определить его в высшее уч-ще для продолжения образования, в т. ч. для изучения немецкого языка. Но в Венский университет православных не принимали. Иван поступил в Пресбургскую гимназию (Пресбург - ныне Братислава); однако после года обучения в ней был переведен отцом в Пештскую королевскую гимназию пиаристов; причина этого перевода заключалась, по всей видимости, в сравнительно более дешевой жизни в Пеште, что было весьма существенно для отца и сына, находившихся в стесненных обстоятельствах. Ивана приняли в класс пиитики, где преподавались логика, физика, история, география, пиитика, риторика, часть арифметики,- это был как бы приготовительный к риторике класс. Однако отец настоял на том, чтобы сын занимался в классе риторики, в к-ром кроме риторики преподавались история рим. императоров, нем. или венг. язык. Частным образом Иван восполнял нек-рые пробелы по пиитическому классу, изучая логику, посещая уроки пиитики. Сохранившиеся письма свидетельствуют о том, что отец давал сыну советы, касающиеся как школьной, так и внешкольной жизни, требуя от него полного отчета. Следствием постоянных лишений стало ухудшение здоровья иером. Иустина, и как ни скрывал он от сына свое состояние, но в марте 1779 г. вынужден был вызвать его в Токай; 8 окт. иером. Иустин скончался. 17-летний Иван остался на чужбине круглым сиротой. Он обратился с просьбой о помощи к советнику рус. посольства в Вене Г. И. Полетике, к-рый изложил его просьбу посланнику кн. Д. М. Голицыну. Голицын выслал Фальковскому единовременную сумму и назначил годовое жалованье как писцу Токайской комиссии, разрешив в то же время доучиваться в Пеште. Несмотря на то что Иван проучился в риторическом классе не больше 5 месяцев, он был принят в 1-й класс философских наук (к-рые делились на 2 класса). Здесь преподавались логика, история философии, алгебра, геометрия, венг. и всеобщая истории, «сельская экономия» (Петров. 1907. С. 470-471). В 1779 г. Фальковский написал неск. стихотворений на рус., лат. и нем. языках. Они проникнуты единой мыслью: кознями диавола человек поработился греху, единственное его спасение - воплотившийся Искупитель человеческого рода. Составил также «Роспись празднуемым праздникам и святым угодникам Божиим в грекороссийском месяцеслове, сочиненную по алфавиту» (Булашев. 1883. С. 41-44).
Получив право на постоянную правительственную субсидию (60 р. в год), Фальковский решил продолжить образование в ун-те Офена (Буды). В сент. 1780 г. он совершил свой «переход-переезд», где пешком, где на проезжавшей подводе добрался до Пешта; но поскольку документы о субсидии из С.-Петербурга еще не пришли, а средств не было, стал искать учеников. 1781 год был «годом странствования»: он продолжал заниматься физикой и философией, но 8 янв. кн. Голицын вызвал его в Вену и после испытания в знании лат. и нем. языков предложил ему перспективное место с хорошим жалованьем в канцелярии посольства. Фальковский решительно отказался. «Я желания вовсе не имею в государеву (государственную) службу вступить; но напротив того всегда приготовлялся к учительскому званию и потому намерен в отечество мое, Киев, возвратиться»,- писал он комиссару Токайской комиссии С. М. Гореву (цит. по: Булашев. 1883. С. 52). 21 февр. он получил предписание от князя о необходимости принятия им присяги. Фальковский поспешил в Токай. По присяге он числился при Токайской комиссии, что давало ему возможность получать годовое содержание от казны.
В 1781 г. Фальковский начал «Краткое географическое описание Венгрии». В описании всех городов и селений придунайских он следовал И. Т. Саскию; затем дал описание задунайских городов и селений, а также описание городов и селений по обе стороны Тисы. Следующие разделы были посвящены сербским правительствам, роду венгерских вельмож, сербской монете и гербу. Далее шло «Прибавление о сербах особь», включавшее параграфы: «О природе и состоянии сербов», «О состоянии (внешнем) сербских церквей», «О состоянии сербских священников», «О церковном правительстве у сербов», «О уложении и регламенте сербском». 2-я часть «О Венгрии особь» содержит лишь неск. строк введения - работа осталась незаконченной.
В кон. февр. 1783 г. Фальковский наконец смог отправиться в Россию вместе с транспортом вин для двора и в апр. прибыл в Киев. В 1783 и 1784 гг. он слушал лекции по богословию иером. Иоанна (Островского) (собственно богословие архиеп. Феофана (Прокоповича), к-рое было издано только в 1792) в КДА, изучал евр. и греч. языки.
8 янв. 1784 г. Фальковский был назначен преподавателем арифметики (преподавал в течение года), затем инфимы (низшего класса). В 1785 г. был определен на вакантную кафедру нем. языка, но через год переведен в учители грамматики высшего класса и суперинтендентом академической бурсы. В тот же год началась и проповедническая деятельность Фальковского: как преподаватель академии он должен был написать по назначению митрополита проповедь и произнести ее в церкви. Для этого Фальковский предварительно был пострижен в стихарь. Первая проповедь была произнесена им в пятницу второй недели Великого поста на текст Мк 14. 38.
Еще со времени смерти отца, сильно повлиявшей на впечатлительного юношу, Фальковский искал утешения в религии. Почти все свободное время посвящал чтению книг религиозно-нравственного содержания. Он не мог мириться с обыденной жизнью и решил предаться строгому подвижничеству. Незадолго до его возвращения на родину, в 70-х гг. XVIII в., в правительственных сферах обсуждался вопрос о сокращении числа монастырей и точном установлении их штата; целью готовящейся реформы было отобрать монастырские земельные владения; в Малороссии, однако, реформа по ряду причин была отложена.
10 или 11 янв. 1786 г. Фальковский подал прошение на имя митрополита о пострижении в монашество. 28 февр. 1786 г., в первую субботу Великого поста, было совершено пострижение Фальковского в монашество. «Постригал меня,- вспоминал он,- в Киево-братской Богоявленской церкви сам архимандрит и ректор Варлаам так, как послушника сего монастыря своего,- с наречением мне имени Иринеа; а под мантию меня вел к постригу, в звании духовного отца и наставника, префект и богословии учитель Димитрий Устимович» (цит. по: Булашев. С. 88-89). 1 марта митр. Киевским Самуилом (Миславским) И. был рукоположен во диакона, а 31 мая - во иерея.
В то же время продвигалась и служба И. в академии. 1 сент. 1787 г. он был назначен учителем поэзии, геометрии, алгебры и архитектуры. В 1788 г. стал преподавать математику «чистую» (алгебру, геометрию) и «смешанную». Для последней он в 1793-1794 гг. составил руководство из разных авторов, «Сокращение смешанной математики, разделенное на 2 части» (1-я часть включала механику, гидростатику, аэрометрию, гидравлику, оптику и др.; 2-я - сферическую тригонометрию, начала астрономии, географию, хронологию и др.); в свет не вышло (Там же. С. 96). Еще один учебник по математике, «Новое краткое руководство к арифметике, соединенное с начальною алгеброю», был составлен И. позднее, в период его служения епископом Смоленским. Это «Руководство» не окончено и не издано. В 1787 г. вышло «Сокращение церковной хронологии, называемой просто наукою о пасхалии». В нем 4 главы: о вруцелете и круге Солнца; о кругах лунных и епактах; о способе нахождения дня Пасхи и других зависящих от него праздников; о пасхальных таблицах; в приложении - о способе нахождения рим. Пасхи. «Сокращение церковной хронологии...» получило широкое распространение за пределами школы. К сфере математики относятся работы И. «Новый способ скорого сыскивания вруцелет и златых чисел во всяком данном году» и «Новый способ деления смешанных дробей, сысканный 1 декабря 1798 года».
До 1792/93 уч. г. И. преподавал поэзию по руководству, составленному кем-то из прежних преподавателей, возможно, свт. Георгием (Конисским) (Там же. С. 99). И. были написаны «Молитва (в стихах) к Пресв. Богородице» (1788); «Похвальные и молитвенные четырестишия к Пресв. Деве Богородице» (1789); «Exercitia poёtica» (1791/92), к-рая состоит из 1) «Exercitia grammatica», 2) «Exercitia poёtica», 3) «Occupationes poeticae», 4) «Стихи российские из предложений». 2-е и 3-е представляют собой несколько священных гимнов (были признаны лучшими из такого рода произведений в КДА), нек-рые из них близки к гимнам М. В. Ломоносова, другие являются простым переложением псалмов. 4-е - разнообразные стихи, «предложениями» для к-рых стали отдельные стихи псалмов, послужившие свободному развитию религиозно-нравственной мысли.
В 1792 г. И. создал в КДА Вольное пиитическое общество, его целью было предоставление студентам возможности читать лучшие книги.
С 4 авг. 1793 по сент. 1795 г. И. преподавал философию - этот период его деятельности мало освещен, ученые труды по предмету, за исключением неск. речей, отсутствуют. Возможно, это связано с тем, что в те же годы И. вел в высших классах свой любимый предмет - «чистую» математику (Там же. С. 104). 3 сент. 1795 г. академическая корпорация избрала И. учителем богословия. Он с восторгом принял новое назначение.
Труды И. как образованного ученого и даровитого преподавателя были отмечены 29 нояб. 1798 г. присуждением ему звания соборного иеромонаха Киево-Печерской лавры. По высочайшему указу от 17 янв. 1799 г. И. был назначен настоятелем второклассного Гамалеевского мон-ря Черниговской епархии с оставлением в академии в должности учителя богословия. 6 февр. в Киево-Печерской лавре он был возведен в сан архимандрита. Однако возникшая напряженность в отношениях митр. Киевского Иерофея (Малицкого) и И. чуть не стоила И. и сана, и учительского звания. В июле, ко всеобщему удовлетворению, стороны примирились. И., испытавший нравственное потрясение, следует подвижничеству, перешедшему впоследствии в строгий аскетизм. Он занялся делами вверенного ему киевского Братского в честь Богоявления монастыря (в 1799 штат упраздненного Гамалеевского мон-ря был переведен в Киево-Братский мон-рь).
И. старается возможно больше времени посвятить академии: преподает в богословском классе; по воскресным дням занимается толкованием апостольских посланий ученикам риторики, философии и богословия (по синодальному указу от 18 дек. 1798); занимается составлением календарей, пишет сочинения.
Изучение богословия в КДА шло по «Православному исповеданию» свт. Петра (Могилы), которое представляло достаточное руководство для низших классов, но в качестве систематического изложения для высших классов предназначалось богословие Фомы Аквинского. Однако жизнь предлагала такие вопросы, которые не стояли перед Фомой. В совр. И. Киеве проживали представители различных исповеданий: католики, лютеране, кальвинисты, социниане, униаты и др. Понятно, что системой Фомы можно было пользоваться как формой, вкладывая в нее правосл. содержание. Каждый преподаватель стремился предложить студентам собственные лекции по этому предмету, однако они не шли дальше расширения трактатов католич. авторов (таков, напр., курс лекций митр. Иоасафа (Кроковского), прочитанный им в 1693-1697). Архиеп. Феофан (Прокопович) стремился отойти от средневек. схоластических систем, обращаясь к современным ему протестант. богословам; его метод преподавания был столь обширен, что за 1712-1716 гг. он создал 7 книг догматико-полемического богословия. Затем свт. Георгий (Конисский) расположил богословские предметы в систематическом порядке (в 1751-1754 он читал лекции по богословию в КДА), но и он не уложился в 4-годичный курс. Митр. Арсений (Могилянский) в 1759 г. предписал преподавать богословие в академии по одному учебнику, причем чтобы за 4-годичный курс оно было прочитано. Таким учебником стала богословская система архиеп. Феофана (Прокоповича). Преподаватели что-то добавляли, что-то сокращали, но всегда придерживались его плана.
Системой архиеп. Феофана (Прокоповича) пользовался и И. в первые годы преподавания в богословском классе. Однако он сознавал необходимость иметь курс богословия в сокращенном виде. В 1795-1800 гг. И. создает свой 2-томный труд «Христианское православное догматико-полемическое богословие» (Compendium). Сразу после выхода в свет (1802) Compendium И. стал учебником по догматико-полемическому богословию не только в Киевской, но и в др. академиях, а по прошествии нек-рого времени - и в ДС. (Булашев. С. 136). Прот. Георгий Флоровский отмечал, что в первые десятилетия XIX в. «по богословию «созерцательному» (т. е. теоретическому, или догматическому) все еще оставались книги предыдущего столетия,- Прокопович, чаще всего Ириней Фальковский...» (Флоровский. Пути русского богословия. 1988. С. 200).
В 1803 г. И. становится ректором КДА, но уже вскоре в ответ на запрос, поступивший в нояб. из Святейшего Синода викарию Киевской митрополии еп. Феофану (Шиянову-Чернявскому), продолжает ли И. заниматься толкованием Посланий ап. Павла, И. просит уволить его от ректорства и от преподавания богословия, чтобы за 2 года он мог закончить толкования на Послания к Римлянам и к Галатам и Второе к Коринфянам (ранее он представил в московскую духовную цензуру 2 Послания к Солунянам (Фессалоникийцам) и Первое к Коринфянам). Указом Синода от 25 февр. 1804 г., отправленным Киевскому митр. Серапиону (Александровскому), И. увольнялся от ректорства и преподавания, для того чтобы он мог не только закончить толкования на указанные им Послания, но и составить толкования на 8 других.
По оставлении академии И. создает подробное «Описание церквей Чигиринского уезда». «Сокращенный Пролог, или Краткий церковный Пролог» в 4 томах, по 3 месяца в каждом, составлен из «великого печатного Пролога, из Четий-Миней и из церковных месяцесловов»; помимо кратких жизнеописаний святых И. приводит на каждый день памяти краткое святоотеческое Слово (издан в 1876 Киево-Печерской лаврой). «Описание Златоверхого Киево-Михайловского монастыря» включает список всех настоятелей обители. «Сокращение и толкование находящихся во 2-й части Кормчей книги церковных правил о степенях родства» - переведенный на понятный современникам язык, искусно подобранный текст Кормчей книги, к-рый был удобен для определения степени родства; «Сокращение...» было издано в 1876 г. в ж. «Руководство для сельских пастырей».
Мн. задуманные И. сочинения остались неоконченными. Результатом начатого обширного труда о древней и новой киевской иерархии явилось введение (90 страниц); от летописи о российской иерархии сохранились лишь материалы («Приготовления к летописи»).
31 янв. 1807 г. последовал указ о наречении и посвящении И. во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. 24 февр. была совершена хиротония. 16 апр. 1811 г. И. был награжден орденом св. Анны 1-й степени за заслуги в архипастырском служении и ученые труды.
7 февр. 1812 г. И. был назначен на Смоленскую кафедру. В самом начале войны И. получил рескрипт от имп. Александра I, в к-ром тот возложил на него пастырский долг внушением и увещанием ободрять людей, убеждать их объединяться в борьбе против врага «как того требует долг и вера христианская» (Булашев. 1883. С. 199). И. произносил «увещательные речи» (Щеголев. 1867; речи не сохр.). 5 авг. неприятель вошел в Смоленск; все, что могло гореть,- церкви, дома,- все запылало. Из города вынесли чудотворный образ Смоленской Божией Матери; она была встречена И., при огромном стечении народа отнесена им в Москву и поставлена в ц. св. Василия Неокесарийского, что на Тверской-Ямской (ЧОИДР. 1869. Кн. 3. С. 275. Примеч.). До окончания военных действий в Смоленской епархии И. было назначено пребывание в Ярославле. Здесь он составил 6 «кратких Слов». 20 дек. И. прибыл в опустошенный Смоленск, где уже находился член Синода Рязанский архиеп. Феофилакт (Русанов), посланный для приведения в порядок тех епархий, к-рые были заняты неприятелем. Лихорадочная деятельность по восстановлению Смоленской епархии, к тому же наблюдение за Могилёвской епархией были не под силу слабому здоровьем И. К этому присоединился разлад с архиеп. Феофилактом. И. подал прошение об увольнении его от Смоленской кафедры и переводе на прежнее место, в Киевскую митрополию.
В авг. 1813 г. И. вновь поселился в киевском Михайловском мон-ре, где провел последние 10 лет жизни; он был назначен епископом Чигиринским и коадъютором Киевской митрополии с вознаграждением за все лишения, к-рые пришлось претерпеть ему во время войны, единовременным пособием в 5 тыс. р. И. принялся за восстановление порядка во внешней жизни мон-ря: издал «Правила», целью к-рых было, чтобы никто из монахов не остался без послушания или без должности. И. стремился по возможности совершенно изолировать монашествующих от мирских соблазнов. Он также возродил «Русскую школу» и хор для детей.
Преосвященный отошел ко Господу в воскресенье: он сидел в своих покоях над раскрытой Библией. Его положили в домовой церкви, 30 апр. перенесли в придел вмц. Екатерины большой ц. 1 мая, после Божественной литургии и панихиды, совершенной митр. Евгением (Болховитиновым), И. был погребен посередине придела. На арке, по завещанию И., впосл. был написан портрет сщмч. Иринея Лугдунского (Лионского), имя к-рого принял И. при пострижении в монашество.
Сохранился поясной живописный портрет И., выполненный в 60-х гг. XIX в. для конгрегационного зала КДА (НКПИКЗ; для посетителей портретной залы при КДА: [Кат.]. К., 1874. С. 26. № 88). Он является копией с оригинала 1-й четв. ХIХ в. И. представлен в архиерейском облачении - серо-голубом саккосе, омофоре и в митре, на груди - панагия с образом арх. Михаила и крест; обеими руками благословляет (Лопухина Е. В. Каталог портретов церк. деятелей XIX - нач. ХХ в. из собр. НКПИКЗ. Ркп.).
«Компендиум христианского православного догматико-полемического богословия... (Christianae, Orthodoxae, Dogmatico-polemicae Theologiae... Compendium)», как указывает автор в заглавии, является сокращенным изложением системы архиеп. Феофана (Прокоповича). Это «сокращенное изложение» составило 2 объемистых тома. Написано на латыни.
В 1-й гл., раскрывающей предмет богословия, дается следующее определение: богословие есть беседа о Боге, или учение о познании и почитании Бога, полученное от Него к славе Его Самого и к нашему спасению. Сочинение построено таким образом: «положение», напр. «Священное Писание есть истинное слово Божие»; «доказательства»; затем «возражения» в форме вопросов и ответы на них, напр.: «В истории о столпе вавилонском Бытие 11. 7 пишется, что Бог, якобы боясь чего-то, призывал на совет, и сошел с неба для смешения языков,- что Богу неприлично. Следовательно, Священное Писание содержит в себе что-то неприличное, а потому не есть Слово Божие»; ответ: «Вышесказанное Богу неприлично, если мы будем брать это в смысле собственном, и это я отвергаю, но о Боге многое говорится не в собственном смысле, а по-человечески».
Догматико-полемическое богословие И. нек-рые писатели характеризовали как только искусно составленное извлечение из системы архиеп. Феофана (Прокоповича) (Смирнов С. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 293). Перечисляя Компендиумы кон. XIX - нач. XX в.- архим. Иакинфа (Карпинского), архиеп. Сильвестра (Лебединского) и И., прот. Георгий Флоровский писал: «...все по Феофану. Во всех этих книгах и компендиях напрасно искать свободного движения мысли. Это были книги для заучивания, недвижное «предание школы»» (Флоровский. Пути русского богословия. С. 104-105).
«Компендиум христианского православного догматико-полемического богословия...» действительно был составлен И. для «школы» - Киевской академии; принцип изложения его соответствует задаче - ясно и доходчиво объяснить студенту богословские темы, применяя такой прием как опровержение возражений (в 1-й части труда). Однако нек-рые исследователи его жизни и творчества считали, что, хотя И. следует плану догматики архиеп. Феофана (Прокоповича), 6 последних книг (13-18), написаны им самостоятельно, их нет у архиеп. Феофана (см.: Булашев. 1883. С. 138). Сам же И. в заглавии указывает на то, что 6 последних книг созданы «на основании набросков того же Феофана».
В книгах 13-16 (Compendium. Т. 2. P. 139-297) излагается учение о Церкви. В 17-й кн. (Ibid. P. 298-313) речь идет о врагах Церкви, «схизматиках», еретиках, об антихристе. Гл. 6 18-й кн. посвящена Церкви во славе (De vita aeterna, ubi et de Ecclesia in gloria - Ibid. P. 337-341).
Истинная Церковь Божия отличается от др. религ. сообществ сущностными признаками (essentiales notae), которые могут быть присущи только ей одной. Согласно И., все вообще признаки Церкви подразделяются на 2 вида: «одни - неизменные, адекватные, вечные и сущностные; другие - правдоподобные, общие и акцидентальные» (Ibid. P. 174). По словам И., католики (в частности, Р. Беллармин) учат о «чрезмерно многих» признаках истинной Церкви (И. насчитывает 15 признаков), тогда как протестанты выделяют всего 2 признака: «чистую проповедь слова Божия и законное исполнение таинств» (Ibid. P. 174-175). Позиция самого И. близка к протестантской: он утверждает, что «истинная Церковь Божия существует там, где есть неповрежденное (integra) исповедание истинной веры», однако, возражая протестантам, отмечает, что «не может быть неповрежденного исповедания веры без конкретной действенности (sensibili efficacia) слова Божия», т. е. без стремления к добродетельной жизни служителей Церкви и ее членов (Ibid. P. 176).
Понятие «церковь» в широком смысле И. использовал не исключительно по отношению к христианской Церкви, утверждая, что имеется 3 стадии существования истинной Церкви: «до закона», «в законе», «в благодати» (Ibid. P. 177). Церковь «до закона» - это все истинно верующие, жившие до дарования Богом закона Моисею (см.: Ibid. P. 177-188); Церковь «в законе» существовала от Моисея до рождества Иисуса Христа (см.: Ibid. P. 188-198); Церковь «в благодати» «появилась благодаря рождению Виновника благодати Иисуса Христа, она образуется уже не из одного избранного народа, как [две] первые [Церкви], но из всех народов... просвещенных евангельским светом» (Ibid. P. 200).
В 14-й кн. И. рассуждает о признаках и свойствах «Церкви, [пребывающей] в благодати», т. е. той христ. Церкви, к-рая существует ныне. Соглашаясь с католич. богословами, он выделяет 4 признака Церкви, основанием к-рых является 9-й член Никео-Константинопольского Символа веры: 1) единая; 2) святая; 3) кафолическая, т. е. соборная; 4) апостольская (Ibid. P. 200). Признаки единства Церкви Христовой, показывает И., следуют из самого Слова Божия - это 1) единая вера (Еф 4. 5); 2) единый дух (Еф 4. 4); 3) единая благодать (Еф 4. 7; Деян 4. 33); 4) единый Св. Дух (1 Кор 6. 17); 5) ее единый Глава - Христос (Еф 1. 22; 1 Кор 12. 12). Святость Церкви, согласно И.,- это не та совершенная (perfecta, absoluta) святость, которая будет достигнута лишь в буд. веке, но «относительная» (imperfecta, relativa) святость, к-рая включает в себя 3 элемента: «святость призвания» (sanctitas vocationis), т. е. то, что вся Церковь и все ее члены призваны к святости (ср.: Еф 1. 4); «святость исповедания» (sanctitas professionis), т. е. святость церковной веры; «внутреннюю святость» (sanctitas interna), т. е. святую жизнь отдельных членов Церкви (Compendium. Т. 2. P. 202). В специальном рассуждении И. показывает, что выделенные 4 признака не могут относиться исключительно к католич. Церкви, как о том учат католич. богословы.
И. рассматривает также 3 особых признака Церкви, в учении о к-рых он опирается на мнение католич. авторов. 1-й признак, «видимость» (visibilitas), имеет полемическую окраску и противопоставляется протестант. учению о «невидимой Церкви» (Ibid. P. 211-213). 2-м признаком И. считает «непреходящесть» (indefectibilitas), 3-м - «непогрешимость» (infallibilitas). Рассуждая о непогрешимости Церкви, И. отмечал, что этот признак обозначает, что вся Церковь никогда не может отпасть от истины в области вероучения или нравственного учения (Ibid. P. 216). Он также специально оговаривает, что «непогрешимость» не может приписываться отдельному члену Церкви или даже всем членам Церкви вместе, но относится к «необходимым образом присутствующему в Церкви Духу Христову» (Ibidem). Позднее свт. Иннокентий (Борисов) присоединился к утверждению И., что Церковь непогрешима вся в целом (Иннокентий (Борисов), свт. О религии христианской // Соч. К., 2000. Т. 1. Ч. 3. С. 258-259).
По словам И., приведенным признакам и свойствам в его время удовлетворяет лишь одно религ. сообщество: «Соборная Восточная Церковь, именуемая Греко-Российской», т. е. Православная Церковь (Compendium. T. 2. P. 216). В 3-й гл. 14-й кн. И. полемизирует с католич. учением о том, что папа Римский есть единственный глава Вселенской Церкви (см.: Ibid. P. 219-226). 15-я кн. посвящена изложению учения о иерархии, к-рая, согласно И., выполняет 3 функции: церковную, политическую и «домостроительную» (oeconomicum). 1-я функция связана с защитой истинного вероучения, 2-я - с поддержанием общественного порядка, 3-я - с заботой о защите семейных отношений (Ibid. P. 246).
Кн. 16 дает краткую информацию о 7 Вселенских (oecumenicis) Соборах, признаваемых правосл. и католич. Церквами; всеобщих (generalibus), т. е. Соборах, получивших рецепцию только католической Церкви, и Соборах католической Церкви; далее о Поместных Соборах. Всеобщие Соборы представлены от IV К-польского 869-870 гг. до Тридентского 1545 г.: Латеранские (I-V), Лионские (I, II), Вьеннский, Флорентийский; сообщается дата Собора, при каком папе и императоре он проходил и какие вопросы рассматривал. Так, о Флорентийском Соборе говорится, что он состоялся при папе Евгении IV и византийском имп. Иоанне VIII Палеологе в 1439 г.; Собором была подписана уния (unio) между католич. и правосл. Церквами; также принят ряд постановлений: 1) слово Filioque законно вставлено в Символ веры; 2) в Тело Христово может прелагаться как пресный, так и квасной хлеб; 3) учение о существовании чистилища истинно; 4) папа Римский есть истинный наместник Христа и глава всей Церкви (Ibid. P. 255).
Информации о Соборах предшествует рассмотрение вопросов: что именуется Собором, какие бывают Соборы (Кн. 16. Гл. 1).
О Поместных Соборах древней Церкви речь идет в 3-й гл. Согласно И., Греко-Российская Церковь признает 10 из них: Антиохийский 270 г. (по др. источникам - 266; «Правила православной Церкви» не включают этот Собор в число десяти), Анкирский 314 г. (по др. источникам - 308), Неокесарийский 314 г. (по др. источникам - 311; в «Правилах православной Церкви» - между 314 и 325), Гангрский 324 г. (в «Правилах православной Церкви» - 340), 2-й Антиохийский 341 г., Сардикийский 347 г. (в «Правилах православной Церкви» - 343), Лаодикийский (в «Правилах православной Церкви» - 343), Карфагенский 399 г. (И. указывает на 133 правила этого Собора, однако такое число правил, по Афинской синтагме, относится к Собору 419 г., который издал 12 правил, остальные из 133 принадлежат 14 Соборам Африканской Церкви, созывавшимся с 348 по 418 - см.: Никодим [Милаш], еп. Правила. Т. 1. С. 29-31; Т. 2. С. 144), правила К-польского Собора, который был проведен в храме св. Апостолов, И. объединяет с правилами К-польского Собора в Св. Софии 879 г.
В 4-й гл. «О церковной дисциплине» И. дает сокращенное изложение 85 Апостольских правил; 20 правил Вселенского I Собора; 8 правил Вселенского II Собора; 8 правил Вселенского III Собора; 30 правил Вселенского IV Собора; 102 правил Трулльского Собора; 22 правил Вселенского VII Собора (число правил соответствует употребляемой до наст. времени Книге правил, кроме правил II Вселенского Собора,- их 7, но в Кормчей книге 7-е правило разделено на 2).
В кн. 18 «De sex novissimis» (О шести последних вещах; Compendium. Т. 2. P. 314-342) рассматривается вопрос о состоянии душ после смерти. Существует, пишет И., 3 мнения о состоянии душ после смерти: 1) «души, отделившись от тела, находятся в состоянии сна» (греч. ψυχοπαννυχία); 2) «души верующих, отделившись от тела, получают полное и высшее блаженство, состоящее в лицезрении Бога; а души неверующих тотчас же после смерти получают полное, окончательное осуждение»; 3) непосредственно после смерти и для душ праведников, и для душ грешников существует только начало блаженства и осуждения соответственно, но «они без сомнения предвидят для себя счастливую или несчастную вечность (aeternitatem)» (Compendium. Т. 2. С. 314).
После разлучения с телом души пребывают в «месте спасения» и в «месте осуждения. Схоластики создали учение о чистилище (purgatorium), к-рое утвердилось в католич. богословии. В критике католич. учения о чистилище И. подробно разбирает те места Свящ. Писания, на которые ссылаются католич. богословы. Признание чистилища противоречит 1) «Свящ. Писанию, которое обещает праведным вечное успокоение тотчас по их смерти (Ис 57. 2; Ин 5. 24...), а главное, следующим словам Христа к разбойнику на кресте: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23. 43)»; 2) «члену веры об искуплении (1 Ин 2. 2)»; 3) «члену веры об оправдании (Рим 3. 25; 1 Ин 1. 7)»; 4) не согласуется с теми изречениями Свящ. Писания, которые время страдания и освобождения от греха соотносят с настоящей жизнью (Рим 8. 18; 2 Кор 4. 17; Мф 18. 18 и др.); 5) допускает противоречащие друг другу положения.
И. приводит высказывания Тертуллиана (Tertull. De anima. 4), сщмч. Иринея Лионского (Iren. Adv. haer. V 31), Оригена (Orig. In Lev. VII), свт. Иоанна Златоуста (Ioan. Chrysost. In 1 Cor. 39), Лактанция (Lact. Div. inst., VII 21) - «мнения древних отцов о состоянии душ после смерти разнообразны, однако они легко примиримы друг с другом и со Свящ. Писанием» (Compendium. Т. 2. С. 320-321).
Все это подтверждает тезис И.: «Мнение папистов о чистилище... не может быть подтверждено ни из Свящ. Писания, ни из писаний отцов и представляет собой чистую выдумку схоластиков» (Ibid. С. 315).
Из толкований на 6 Посланий ап. Павла были напечатаны Послания к Римлянам (в типографии Киевско-Печерской лавры в 1806) и Послания к Галатам (там же в 1807). Толкование предваряется общими сведениями о времени, месте и цели написания Послания; дается краткий анализ его содержания. Затем следует само толкование, к-рое разделяется на отдельные «чтения», сопровождаемые «нравоучением». Исторические и географические данные И. заимствует у Иосифа Флавия, Икумения, еп. Триккского, Цезаря Барония, Оригена, Страбона и др. При толковании он использует сочинения свт. Иоанна Златоуста, Феодорита, еп. Кирского, свт. Фотия, блж. Августина, Амвросия Медиоланского и др.; в особенности И. обращается к объяснениям католич. ученого Корнелия Ляпиде.
представляет собой сокращенный перевод, взятый из слав. Кормчей книги, но, по выражению его публикатора прот. Н. Оглоблина, так превосходно составленный и просто представляющий все виды и степени родства для определения возможности сочетания их в таинстве Брака, что в нем гораздо легче разбирать часто слишком сложное родство различных лиц и сами правила, изложенные в Кормчей на церковнославянском, не всем понятном языке (Оглоблин. 1876. С. 135). Напр., о родстве по крови в 1-м правиле говорится: «Отец и сын суть одна степень, т. е. находятся между собою в расстоянии одной степени, которая называется первою.- Но муж и жена не составляют разных степеней, т. е. нет между ними и на одну степень расстояния, как неразлучно соединенные; а с детьми своими состоят в первой степени, ибо каждое дитя одним рождением от обоих их происходит» (О степенях родства. С. 195).
По форме это Слова, поучения, беседы, довольно редко - речи. Среди них - проповеди на праздники (напр., «Беседа на день обрезания Господня и на новый 1811-й год», «Беседа на день Богоявления Господня, января 6 дня 1811»); проповеди, посвященные св. угодникам Божиим (напр., «Слово в день св. Николая 1798 г.», «Слово в день великомуч. Варвары 1815 г.»); основу будничных проповедей составляют рядовые евангельские и апостольские чтения (напр., «Поучение в неделю о Закхее 1808 г.»). Большое число проповедей И. посвящено членам императорской фамилии. Только в продолжение 6 лет архипастырского служения И. произнес 527 бесед и Слов (Щеголев. 1867. С. 133).
За текстом обычно следует «приступ», в котором проповедник старается расположить слушателей к тому предмету, который предполагает раскрыть в своем Слове. Затем дается «исследование», основная часть проповеди. И. ограничивается раскрытием сторон главной идеи темы. В кратком «заключении» он убеждает слушателей следовать проповедуемой добродетели.
Н. Щеголев, характеризуя проповедническую деятельность И., писал, что по образованию И. принадлежит к концу «прошедшего века», т. е. XVIII, а «по проповеднической деятельности к началу настоящего», XIX в. (Там же. С. 134).